Особенности проведения запроса котировок в части формирования лотов и защита конкуренции
На современном уровне развития законодательной техники в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, при постоянном пристальном внимании различных уровней власти к защите конкуренции при закупках кажется нет никакого шанса усмотреть ограничение конкуренции, содержащееся в нормативных актах. Однако такое ограничение конкуренции скрывается в главном законе по защите конкуренции и ограничению любых монополистических проявлений — в Федеральном законе «О защите конкуренции» от 26.07.2006. за № 135-ФЗ.
А предыстория вопроса такова. В моей практике у клиентов возник вопрос о возможности объединения при проведении запроса котировок в одном лоте товаров, технологически и функционально не связанных друг с другом в порядке, предусмотренном главой 4 «Размещение заказов путем запроса котировок» Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
На первый взгляд такой вопрос такой не может даже возникнуть, т.к. подобное объединение в один лот явное нарушение конкуренции, это способ размещать заказ среди заранее предупрежденных и своих поставщиков. Не предупрежденный участник заказа просто не сможет подготовить к поставке разнообразный ассортимент товаров.
В практике основная масса госзаказчиков не идут на такое объединение, по аналогии с аукционами и конкурсами, полагая, что это запрещено и является грубым нарушением антимонопольного законодательства.
Такой вывод разумный с точки зрения интересов государства и честных поставщиков, неверен с точки зрения закона.
Запрет на такое объединение существует согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» только в случае проведения торгов.
Согласно ч. 1 ст. 10 федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005. размещение заказов может осуществляться:
- путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса;
- без проведения торгов (запрос котировок).
Следовательно, запрос котировок не относится к торгам и на него по мысли законодателя не распространяется запрет на объединение в одном лоте разнородных товаров.
При проведении запроса котировок возможно объединять в один лот функционально и технически не связанные друг с другом товары.
На мой взгляд это закрепленное в законе грубое нарушение самого принципа защиты конкуренции. Необходимо внести соответствующее изменение в ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» после слова «торгов», добавив «и запроса котировок».
Для бюджета и честных участников государственного и муниципального заказа запрос котировок в размере 500 тысяч рублей в квартал не может считаться мелочью и проходить вне конкуренции.